Мои размышления над проектом «Межкультурная коммуникация» в Центре толерантности

Я люблю мониторить сайты общественных организаций и интересных инициатив, находя интересные проекты и примеряя их к своей деятельности. Проект, который я недавно нашел, не оставил меня равнодушным. Это Еврейский музей и Центр толерантности - ссылка

В принципе содержание странички довольно предсказуемое, но одна статья заставила задуматься и удержала мое внимание. Ее содержание связано с эффективной программой тренингов по формированию навыков межкультурного диалога. И самое примечательное, что она проводится для уже подготовленной аудитории - студентов психологического факультета. Казалось бы, кто о построении нормальной коммуникации знает больше, чем психологи?
Меня поразило, насколько точно и глубоко рассматривали организаторы мероприятия этот процесс. Явление рассмотрено буквально по запчастям, и изложено будущим психологам в виде отдельных элементарных процессов. Такой подход очень важен, и позволяет осознанно подходить к формированию стереотипов.
Честно скажу, мне статья очень понравилась, потому что в ней говорилось о понятиях, которые я сам изучал 4 года назад. И которым редко обращаются наши крымские хваленые политологи, а те, кто знаком с понятием, примеряют его к своим утопиям. Речь идет о стереотипизации и формировании идентичности.
Мероприятие, которое освещалось в статье, было частью образовательной модульной программы "Психология межкультурной коммуникации", которая читалась студентам психологического факультета одного из вузов Москвы. Студенты изучали этноцентризм, культурную дистанцию и процесс стереотипизации.
Мы, каждый из нас воспринимает в через идентичности. Приобретая ту или иную информацию, мы автоматически формируем к ней отношение согласно меркам того, "кто Я". Это сложный многогранный процесс, и каждая идентичностость имеет свои маркеры. Но основной силой, на которой держится наше представление о себе - это представление о "других", от которых мы отличаемся. У этих "других" тоже есть маркеры, и называются они стереотипы. Абсолютно здоровый термин и абсолютно здоровое явление. Мы представляем себя посредством декларации отличительных от наших собственных качеств других. Эти декларируемые качества и есть стереотипы. Когда политики говорят "стереотипы нужно разрушать", это ересь. Стереотипы можно только изменять. Разрушив стереотипы, вы потеряете себя, потому что наши идентичности строятся на стереотипах о других людях. Также участники рассматривали интересное явление - культурную дистанцию. И, так как это проходило в форме тренинга, всё рассматривалось на конкретных примерах и со всей остротой ощущений. Я считаю опыт Центра толерантности Еврейского музея Москвы очень полезным для Крыма, и интересным как проект, который можно реализовать в Крыму.
С текстом статьи можно ознакомиться здесь.