История не терпит шаблонов (о "суворовском" дубе)



Современный мир нуждается в истории точно так же, как и первобытное общество. Позволю себе метафору: она строит будущее, являясь его фундаментом; ведь без истории, мифа и факта здание нашего будущего утонет в зыбком болоте разногласий и мнений. История не приемлет стереотипного суждения. От того, с какой стороны мы посмотрим на факт, с ним ничего не произойдет. Мы можем лишь в большей или в меньшей степени обманывать себя. Факт есть факт. Он первичен по отношению к мнению, а мнение - плод восприятия и переосмысления факта.

У нас есть сложности с восприятием исторического факта. У всех в Крыму есть такие сложности. Потому что все считают, что от того, как он воспримет то или иное событие, полностью зависит его личное "справедливость восторжествовала". По сути, крымчане живут и общаются через многослойную систему стереотипов. И каждый судит лишь так, как ему удобно. О том, что за личное мнение на человека обижаться не надо, я и хочу рассказать в этой статье.

История, этнография... Одна из самых ярких имиджевых составляющих Крыма, и в то же время так разительно отличающаяся на разных отрезках одного только ХХ века. Изначально Крым воспринимался русскими философами как слитые воедино средиземноморский и византийский, восточный и горский миры, представшие со всей свойственной "раю на земле" непосредственностью. Затем это всё было опущено, и героями сделались полумифические давно ушедшие и растворившиеся в горах народы, о которых известно лишь то, что жили они в античных городищах и пещерных городах, и плевать было советской историографии, что показатели черепов из захоронений под этими городами идентичны таковым в довоенных кладбищах татар. Сейчас же соревнуются все, даже сами экзотические исторические концепции, и каждая порождает ореол мифов вокруг себя.


В. Килесса 

Причина этих размышлений - личность и творческий путь Белогорского краеведа Владимира Килессы. Писательская работа Килессы была неразрывно связана с поиском недостающей на то время в Крыму "крымскости". Он обратил внимание горожан на квартлал Хан-Джами, на истории и легенды о разбойнике-робингуде Алиме, на ряд других достопримечательностей и отголосвков прошлого, которые советский режим посчитал политически выгодным поскорее забыть. Перу В. Килессы принадлежат книги о той истории Крыма, которая была под запретом, и до сих пор крымские "историки" воспринимают Крым того периода так, словно в нем кроме Потемкина, Суворова и Екатерины, князя Голицина и Воронцова, усадеб четы Юсуповых и царской семьи, никого не было. А, еще Пушкина и Толстого забыл. Конечно же, Килесса - революционер, притом сознание многих сверстников до сих пор оказалось ему неподкоренным.

Что мы знаем о Белогорске благодаря перу Килессы? Город назывался ранее Карасубазар, был крупным торговым и ремесленническим центром, в котором находились так называемые караван-сараи - ханы. Крупнейший из них - Ташхан. Еще мы знаем, что в городе в XIХ веке орудовал благородный народный мститель разбойник Алим. Он спрятал полученные от богатых деспотов сокровища в пещере, которая так и называется - Алимова пещера, на Ак-Кае - Белой Скале. Там рядом еще Суворовский дуб есть... Стоп! Где Крым, а где Суворов!
Давайте теперь поподробнее разберемся с этим суворовским дубом. Его имя связывают с русским полководцем Александром Суворовым, который был значимой фигурой во время Крымской войны. Согласно историческим данным, представители турецкой стороны встретились си провели переговоры с русской стороной в 1777 году в окрестностях Карасубазара. Народные домыслы связывают эти переговоры именно с этим дубом. Сейчас "суворовский" дуб - одиноко стоящее дерево значительной высоты и с диаметром кроны 40 м. Толщина ствола составляет 4 м, а в обхвате ствол - 12,5 м. Дубы - деревья-долгожители. Возраст этого дерева - 800 лет. Много это или мало по меркам дубов, трудно сказать.

Самый старый дуб Европы - находился в окрестностях с. Биюк-Сюрень в Крыму. Но в 1922 г. он был уничтожен. Одиночные дубы встречались и до сих пор встречаются в разных частях Крыма. Это всё - остатки былой роскоши Крыма. Ботаники утверждают, что до ледникового периода климат в Крыму был совершенно иной. Во время оледенения климатические условия резко изменились - Крым стал похож на Центральную Европу. Огромные площади занимали дубовые рощи. Сейчас мы их называем реликтовыми, потому что они сохранились с ледникового периода, а не появились вследствие потепления. Дубовые рощи сохранились и до Нового времени. Вдоль всех крупных рек северного макросклона крымских гор (Салгир, Биюк-Карасу, Альма) сохранились обширные заросли реликтовых деревьев, с многовековыми дубами-исполинами. Сохранились, или сохранились бы... Скорее сохранились бы. Единственная роща, дошедшая до наших дней, находится в окрестностях с. Перевальное Симферопольского района. Остальные были уничтожены. В Крыму остались лишь отдельно стоящие деревья, которые по тем или иным причинам до сих пор целы. Одним из таких деревьев является дуб "богатырь Таврида". Экзотическое название, прямо скажем...



Сейчас это растение находится на территории детского парка в Симферополе. Еще несколько крупных дубов находится в Иософатской долине в Бахчисарайском районе. Это дубы на старом караимском кладбище. Художники успели запечатлеть его в оригинальном виде.



Караимы почитали эти дубы и тщательно их оберегали от вырубки, что даже послужило появлению такого названия, как "Балта Тиймэз" ("да не тронет топор!"). Еще византийские писатели XIII в. отметили, что в Крыму, в особенности в окрестностях Фула (Карасубазара) есть заросли исполинских дубов. Так куда же делись эти заросли?

Мараторий на вырубку дубов частично сохранил старинные дубы в Иософатской долине. Кладбище сильно поросло кустарниками и низкими молодыми деревцами. Современный его вид запечатлен здесь:



Куда пропали Карасубазарские дубы, росшие вдоль реки Биюк-Карасу? Однозначный ответ - вырубили. Вот с вариантами "почему?" поинтересней. Оказывается, реликтовые крымские дубы были вырублены на производство колышков для виноградных садов. Это производство было поставлено на поток, и вскоре от реликтовых рощ, которые являются ровесниками истории человечества, остались лишь единично уцелевшие деревья и остаток рощи в Перевальном. На фотографии ниже русский царь гуляет среди садов винограда, в которых использованы те самые колышки, ставшие причиной истребления тысячелетних великанов.


фотография с crimea-rossia.mirtesen.ru 

Старейший из известных на полуострове живых ныне дубов - дуб скальный - сохранился в горах близ села Керменчик (Высокое) Бахчисарайского района. Его возраст, по предположениям ученых и краеведов, значительно превышает тысячу лет. О старожиле крымского леса долго не знали даже лесники: о нем им рассказали местные долгожители. Размеры дуба впечатляют: шириной он более восьми метров.

Из крымских реликтовых деревьев сохранились не только дубы. Есть и тисы, фисташки и маслины. Возраст этой фисташки составляет около 2 тыс. лет. Она находится на территории ННЦ Никитский ботанический сад.



Но давайте вернемся к "суворовскому" дубу. Для меня очевидно, что в то время весь Крым был полон лесов, в том числе и рощ из таких исполинских дубов, как этот.


фотография с discover.crimea.ua 


Более того, нет точных указаний о месте проведения переговоров русских с турецкой стороной. Но известно, что в окрестностях этой рощи в в 1778 году Александру Суворову было приказано организовать переселение христианского населения Крыма в Приазовье. Добровольно-принудительные сборы 31.000 армян, урумов и ромеев прошли быстро и организованно. Если армяне жили в городах и являлись торговцами и ремесленниками, то урумы и румеи составляли значительную часть населения горного Крыма. Это коренные народы Крыма, имеющие одинаковое с крымскими татарами происхождение. Та часть населения горного Крыма, которая имела преимущественно тюркские и аланские корни и исповедовала христианство, называлась "урумами" (по-турецки "православными"), мусульманская же часть назыается "татами". Румеи, в отличие от урумов, - выходцы из юго-западного Крыма (Феодоро), говорят на суржике из поздневизантийских диалектов и слов из разных языков народов, живущих в Крыму. У них преобладают готские корни. Являются кровными братьями бахчисарайских катфритских татар и южнобережцев. Их изгнание из Крыма, насильственное переселение в Донецкие и Мариупольские степи обернулось трагедией для Крыма. Вдобавок у многих мусульманских сельских общин в горном Крыму была отнята земля, что послужило причиной массовых миграций в Османскую империю. Тысячи поломанных жизней, череда потерянных поколений, упадок сельского хозяйства в горном Крыму - вот цена событий у "суворовского" дуба.

Присвоение имени "суворовский" одному из последних дубов рощи, древней, как и само человечество, на мой взгляд, - чистое кощунство. Кстати, дуб известен как "дёрт кардаш" ("четыре брата"), и именно под таким названием он числится в реестре памятников. И правда, четырехствольный гигант на небольшом расстоянии от земли расходится на 4 мощных ствола. Однако местные любители краеведения почему-то установили табличку с надписью "суворовский дуб".



На мой взгляд. самое время привести половецкую легенду об этом дубе, передаваемую из уст в уста карасубазарскими татарами. В давние времена состоялось по-настоящему эпическое сражение между половцами, населявшими предгорный и степной Крым, и ордами Золотой Орды. Потеряно много крови, потеряны жизни 4 богатырей, но была получена победа. В память о храбрых молодых людях их народ посадил в дубовой роще 4 саженца. Каждому было присвоено одно из имен героев - Бекмырза, Азми, Сувари, Бахри. До наших дней достиг только один - Бахри-эмин. Эта легенда записана Певатом Зети с уст старожилов города.

Кстати, добавлю несколько слов о нынешнем состоянии сада вокруг "суворовского" дуба. Раньше вокруг дерева рос яблоневый сад, который относился к богатому совхозу Предгорье. Интересное зрелище: исполинский дуб, возвышающийся над яблоневыми деревьями.


фотография с hiperton.narod.ru 

Сейчас яблоневые сады перешли в частную собственность, и новый хозяин выкорчевал все деревья (не только в окрестностях дуба). Поменялся не только статус земли для налоговой инспекции, поменялось нечто большее - в Белогорском районе нет большеяблоневых садов, производивших всемирно известные "Кандиль", "Кандиль Синап", садов груши сорта "Бера"... Ныне это поле выглядит так:


фотография с oleg-kozyrev.livejournal.com 

Сейчас на этой земле планируется заложение нового парка. Дубом и местными достопримечательностями заинтересовался известный инвестор и меценат Олег Зубков. Он озвучил желание заложить парк "Суворовский".

Владимиру Килессе мы обязаны тем, что он сохранил остаток крепости караван-сарая Ташхан, прекратив его варварское разбирание на строительные материалы. Сейчас у нас сохранился фрагмент одной стены Ташхана и фундамент башни с аркой. А ведь в памяти того же В. Килессы были 4 стороны укрепленного сооруженя, которое местная громада посчитала ненужным. В то же время В. Килеса - автор мифа о "суворовском" дубе. Но, как отмечено в начале статьи, история не должна руководствоваться стереотипами. Лично я благодарен Владимиру Григорьевичу Килессе за все, что он сделал для города и для Крыма, а дуб - мелочи. Давайте его будем называть "четыре брата", а парк Зубкову порекомендем назвать как-то иначе, скажем, "Караимский".

1 коммент.:

Unknown комментирует...

Интересная статья, много нового узнал. Эх, историю пишут победители, тут ничего не поделаешь. Противоречий и нестыковок в такой истории так много, что не счесть.